Форум серии игр 2006-2010

Объявление

Дорогие товарищи Сайт посвещён играм которые выходят в этом году и в будущем название сайта пока ешо вольшенстеин но будет менятца названия! Скоро начнём заполнять разделы!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум серии игр 2006-2010 » Техника » ВМФ


ВМФ

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5 "Адмирал Кузнецов"

Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5 "Адмирал Кузнецов" был построен на Черноморским судостроительном заводе в городе Николаеве. Проект разработан на основе предшествующего ТАКР "Адмирал Горшков" (проект 1143.4, бывший "Баку"), который был заложен в 1982 году, но превосходит его по водоизмещению (58500 тонн по сравнению с 40000 тонн) и имеет несколько меньшую скорость (30 узлов по сравнению с 32 у "Адмирала Горшкова"). Авианосец "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" (проект 1143.5) был заложен в 1985, а второй корабль этого же типа "Варяг" - в 1988, но его строительство не было завершено.

Проект 1143.5 может оказывать поддержку подводным лодкам, несущим баллистические ракеты, надводным кораблям и морской ракетоносной авиации российского флота. Корабль может поражать надводные, подводные и воздушные цели. Площадь лётной палубы составляет 14700 квадратных метров, и лётная палуба оснащена расположенной под углом 12 градусов взлётно-посадочной полосой. Лётная палуба оборудована аэрофонишёрами. Два подъёмника доставляют авиатехнику из ангара на лётную палубу. Корабль имеет возможности по вместимости и обслуживанию на 16 самолётов Як-41М (известен под кодовым наименованием НАТО "Фристайл") и 12 самолётов Су-27К (Су-33) (кодовое наименование НАТО "Фланкер") входящих в авиасоединение самолётов и соединение вертолетов, включающее 4 Ка-27ЛД (кодовое наименование НАТО "Хеликс"), 18 Ка-27ПЛО и 2 Ка-27С.

Корабль оснащён противокорабельными ракетами Гранит (поверхность-поверхность), оборудовано 12 пусковых установок. На западе ракеты Гранит известны под кодовым наименованием "Shipwreck" и имеют дальность свыше 400 километров. Противовоздушное ракетно-артиллерийское вооружение включает противовоздушные ракеты Клинок с 24 вертикальными пусковыми установками и 192 ракетами. Эта система защищает корабль от противокорабельных ракет, самолётов, беспилотных летательных аппаратов и надводных кораблей. Управление осуществляется с помощью многоканальной РЛС с фазированной решёткой с электронным управлением. Система включает управляющую систему, подпалубную пусковую установку с четырьмя пусковыми модулями барабанного типа, каждый из которых имеет 8 ракет и ракетами "поверхность-воздух" в контейнерной пусковой установке. Система может достигать частоты запуска 1 ракета каждые 3 секунды. Четыре цели могут быть атакованы одновременно в секторе 60 х 60 градусов. Дальность поражения составляет 12-15 километров. Противовоздушная система Каштан, изготовляемая Тульским машиностроительным заводом имеет 4 командных и 8 боевых модулей с 256 противовоздушными ракетами. Система обеспечивает защиту от "точного" оружия, включая противокорабельные и противорадиолокационные ракеты, самолёты, вертолёты и малоразмерные морские цели. Радиус действия ракет 1,5 - 8 километров. Орудия могут вести огонь со скорострельностью до 1000 выстрелов в минуту на дальность 0,5 - 1,5 километров. Зенитные орудия - AK630 АД. Корабль оборудован системой противолодочной обороны Удав-1 с 60 противолодочными ракетами. Удав-1, поставляемый Научно-Производственной Ассоциацией "Сплав", защищает надводные корабли, отвлекая и уничтожая торпеды противника. Система также обеспечивает защиту от подводных лодок, карликовых подводных лодок и диверсионных средств, таких как подводные мотоциклы. Система имеет 10 секций и способна вести огонь глубинными реактивными снарядами 111СГ, ставить минные заграждения (111СЗ) и использовать отвлекающие снаряды (111СО). Дальность действия составляет до 3000 метров по горизонтали и до 600 метров по глубине.

РЛС корабля включают РЛС обнаружения воздушных и морских целей, РЛС обнаружения низколетящих целей (обнаруживают низколетящие самолёты и ракеты), РЛС управления полётами, навигационную РЛС и четыре РЛС управления огнём для системы ПВО Каштан. Корабельное гидролокационное оборудование включает расположенный в корпусе корабля гидролокатор обнаружения и управления вооружением, действующий на средних и низких частотах, способный обнаруживать торпеды и подводные лодки. Противолодочная авиация корабля оборудована РЛС поиска надводных целей, погружными гидролокаторами, погружными буями и детекторами магнитных аномалий. Корабельные электронные системы включают Боевой информационный центр и систему боевого авиасопровождения. Корабль имеет навигационную систему и средства связи, включая спутниковую связь.

Корабль оснащён 8 котлами и 4 паровыми турбинами, каждая мощностью 50000 л.с., вращающими 4 вала с винтами фиксированного диаметра. 3857 помещений корабля включают 387 кают, 134 помещения для экипажа с 50 душевыми, 6 столовыми, 120 складскими помещениями и 6000 метров коридоров и переходов.

2

Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143 "Кречет" (типа "Киев")

ТАКР проекта 1143 строились на Черноморском судостроительном заводе в городе Николаев. Четвёртый корабль серии - ТАКР "Баку" (впоследствии переименован в "Адмирал Горшков") иногда выделяют в отдельный класс. Он отличается размещением РЛС с фазированной антенной решёткой, более совершенной электроникой и несколько изменённым составом ракетного вооружения. Постановлением Правительства от 2 сентября 1968г. (частично изменявшим ранее вынесенные по этому вопросу решения) было принято предложение Минобороны и Минсудпрома о строительстве ТАКР по проекту 1143.

Одновременно утверждались основные элементы: 20-22 вертолета Ка-25 и СВВП Як-З6М (в любых сочетаниях), ракетный противолодочный комплекс "Вихрь", две реактивные бомбометные установки РБУ-6000, два 533-мм торпедных аппарата, восемь ракет противокорабельного комплекса П-15М, два универсальных ЗРК "Шторм", два ЗРК самообороны «Оса", два 76-мм автомата АК-726, восемь—десять 30-мм автоматов АК-630, скорость полного хода — не менее 27 уз, дальность плавания 7000—8000 миль, стандартное водоизмещение 20000-25000 т (с уточнением кораблестроительных элементов при разработке технического проекта).

Эскизный проект 1143, которому МСП присвоил шифр "Кречет", был рассмотрен и одобрен Минсудпромом и ВМФ в марте-апреле 1969 г. При этом инициативные варианты поддержки не получили. В качестве основы для его дальнейшей разработки приняли I вариант с водоизмещением 25 000 т. При рассмотрении проекта на Президиуме НТС МСП министр Б. Б. Бутома, не скрывая своих личных симпатий к такому кораблю, назвал его «нашей хрустальной мечтой», «визитной карточкой страны». 22 апреля того же года ВМФ и МСП подписали совместное решение об утверждении эскизного проекта 1143. По поступившим в ходе рассмотрения проекта предложениям и дополнениям, не предусмотренным утвержденными ТТЗ и основными ТТЭ, приняли решения по сокращению объема конструктивной защиты, замене противокорабельного ракетного комплекса "Монолит" более мощным — "Базальт", комплексированию средств радиосвязи, увеличению водоизмещения до 28 000 т. В целях обеспечения закладки корабля в 1970 г. НПКБ разрешалось выпустить предварительные заказные ведомости материалов и оборудования, документацию и основные рабочие чертежи по корпусу до утверждения его технического проекта, с последующей корректировкой. Технический проект 1143 НПКБ разработало в крайне сжатые сроки и представило его на рассмотрение в конце 1969г. Он был утвержден ВМФ и МСП 30 апреля 1970г., а уже 21 июля того же года головной корабль "Киев" (зав. № 101) заложили на ЧСЗ. Его главным строителем назначили В. Н. Корчагина. Основные элементы этого корабля (таблица) и мероприятия по обеспечению его строительства были утверждены постановлением Правительства в феврале 1971 г.

Параллельно с проектирование ТАКР, но с некоторым отставанием, шла разработка самолета Як-З6М, эскизный проект и макет которого ОКБ ММЗ "Скорость" представило на рассмотрение в марте 1970 г. В апреле здесь закончили постройку первого опытного экземпляра (прототипа) Як-ЗбМ (№ 01), а затем, в течение года, еще двух (№ 02 и 03). В ходе заводских испытаний, начавшихся в конце 1970 г., летчик-испытатель М. С. Дексбах на самолете № 02 впервые совершил 25 февраля 1972 г полет "по полному профилю» (вертикальный взлет — горизонтальный полет — вертикальная посадка). Создание ТАКР "Киев» и СВВП Як-З6М обеспечивалось выполнением большого объема опытных и экспериментальных работ. ЧСЗ по проекту НПКБ построил и в 1972 г. смонтировал на базе ЛИИ натурный отсек с участком полетной палубы корабля и корпусными конструкциями под ним. На отсеке установили самолет Як-36 и проводили гонки его двигателей для определения силового и теплового влияния их газовых струй на палубу, а также для замеров уровней шума в подпалубных помещениях. По результатам эксперимента ВИАМ МАП разработал специальное теплостойкое палубное покрытие АК-9Ф, которым впоследствии были покрыты полетные палубы всех четырех кораблей этого типа.

Спуск ТАКР «Киев" на воду состоялся 26 декабря 1972 г., и в тот же день на ЧСЗ заложили однотипный с ним второй ТАКР — "Минск" (зав. № 102). Из-за задержки многих поставок и установки ряда новых образцов вооружения, не предусмотренных утвержденным проектом (по дополнительным предложениям ВМФ. потребовавшим увеличения объема работ), строительство головного корабля затянулось. Его швартовные испытания провели в октябре 1974 г. - апреле 1975 г., заводские ходовые в апреле-августе, а государственные — в августе-декабре того же года. Госиспытания корабля проводила Правительственная комиссии под руководством первого заместителя командующего Северным флотом вице-адмирала Е.И. Волобуева. Заместителями председателя комиссии были назначены главный конструктор ТАКР пр. 1143 А. В. Маринич и зам. генерального конструктора ММЗ "Скорость" К.Б. Бекирбаев. Ответственным сдатчиком корабля от ЧСЗ был главный строитель завода И. И. Винник. Приемный акт головного ТАКР с авиационным вооружением "Киев" пр. 1143 подписали (с высокой оценкой) после окончания его государственных испытаний 28 декабря 1975 г.

В июле—августе 1976 г. ТАКР «Киев» (с пятью боевыми серийными СВВП Як-З6М и одним учебным Як-З6МУ) совершил переход вокруг Европы к месту своего базирования на Северном флоте. В Средиземном море, у о. Крит состоялись первые за пределами СССР полеты Як-З6М. За время перехода летчики выполнили 45 полетов. На Севере в августе—декабре 1976 г. на ТАКР были проведены госиспытания второго этапа — ударного ракетного комплекса "Базальт", комплексные испытания радиоэлектронного вооружения в составе корабельной группы, групповые полеты ЛАк, а также мореходные испытания корабля. Приемный акт по второму этапу подписали 3 декабря 1976г. Постановлением Правительства в феврале 1977 г. ТАКР "Киев" приняли на вооружение ВМФ.

НПКБ и ЧСЗ были награждены орденом Ленина, главному конструктору ТАКР "Киев" А, В. Мариничу, директору ЧСЗ А. Б. Ганькевичу, главному строителю ЧСЗ И. И. Виннику и ряду ведущих специалистов вручили золотые медали "Серп и Молот» Героя Социалистического Труда. Лауреатами Ленинской премии сгали заместители главного конструктора И. Ф. Жуков и С. Ф. Петухов, Государственных премий — зам. главного конструктора Л. В. Белов и Б. В. Шмелев, начальники отделов НПКБ Б. Н. Бровкин, В. И. Захаров, П. А. Соколов, Ю, В. Янчуров и специалисты других предприятий. Более 350 работников бюро были награждены орденами и медалями СССР.

В 1977 - 1982 гг. "Киев" неоднократно нес боевую службу в Атлантике и на Средиземном море. К концу 1977 г. в 1-м корабельном штурмовом авиаполку, из состава которого комплектовалась авиагруппа ТАКР "Киев", летало уже 34 морских летчика. Во время похода с 15 декабря 1978 г. по 28 марта 1979 г. на самолетах Як-38 с корабля было выполнено 355 полетов. В 1982—1984 гг. ТАКР прошел средний ремонт на ЧСЗ. Находясь в мае 1985 г. в походе с визитом в Алжир, его экипаж узнал о награждении корабля за успехи в боевой подготовке орденом Красного Знамени. Дальние походы "Киева" продолжались до конца 1991 г.

ТАКР "Минск" был спущен на воду 30 сентября 1975 г. и через три года, после достройки и испытаний, вступил в строй. В ноябре 1978 г. его включили в состав Тихоокеанского флота. В феврале-июле 1979 г. корабль совершил дальний переход из Севастополя вокруг Африки во Владивосток с деловыми заходами в Луанду (Ангола), Манилу (Мозамбик) и Порт-Луи (о. Маврикий). Во время походов боевой службы в декабре 1982 г. ТАКР "Минск" посетил с визитом Бомбей (Индия), в июле 1986г. — Вонсан (КНДР).

После смерти Д. Ф. Устинова (1984) и увольнения в отставку С. Г. Горшкова (1985) постепенно интерес СВВП Як-38 снизился из-за невысоких тактических возможностей этих самолетов. С 1987 г. их серийное производство прекратили, а в 1991 г. эти СВВП вывели в резерв и стали постепенно утилизировать. Условия базирования ТАКР "Киев" и "Минск" из- за недостаточно развитой береговой инфраструктура флота были неудовлетворительными, что привело к ускоренному расходу их ресурса. С начала 1991 г. началась подготовка ТАКР «Минск» к переходу в г. Николаев для проведения на ЧСЗ неотложного среднего ремонта. Однако произошедшие вскоре политические изменения и резкое сокращение финансирования ВМФ не дали возможности его осуществить. В связи с недостатком средств на эксплуатацию и ремонт, значительной выработкой ресурса вооружение механизмов и оборудования в 1993 г, было принято решение о разоружении ТАКР "Киев" и "Минск", их исключении из состава ВМФ России с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации. В августе 1994 г. после торжественной спуска Военно-морского флага они были расформированы. В конце 1995 г. "Минск" был отбуксирован в Южную Корею для разделки его корпуса на металл...

3

Тяжёлый атомный ракетный крейсер проекта 1144 "Киров"


В 1961 г. в боевой состав ВМС США вошел первый атомный крейсер УРО "Лонг Бич". Эти события послужили толчком к созданию отечественного боевого атомного надводного корабля. Естественное развитие военно-морской техники так же оказалось причиной того, что в 1964 году начались исследования по определению облика первого в нашей стране боевого надводного атомохода.

Основой исследований, явилась объективная потребность флота в океанском надводном корабле, способном действовать в удаленных районах мирового океана в составе группировки и самостоятельно, преимущественно с противолодочными задачами. Исследования завершились тактико-техническим заданием на разработку проекта большого противолодочного корабля с атомной энергетикой водоизмещением 8000 тонн. Главным конструктором был назначен Б. Купенский, до этого являвшийся главным конструктором первых отечественных газотурбинных ВПК типа "Комсомолец Украины". От Военно-Морского Флота главным, наблюдающим за проектированием и строительством корабля с самого начала и до окончательной его передачи флоту, стал капитан 2 ранга А. Савин.

Новый атомный корабль с самого начала стал любимым детищем главнокомандующего ВМФ С. Горшкова. Тем не менее, проектирование шло трудно и довольно медленно. С первых же этапов начало расти водоизмещение, что заставило искать все новые и новые варианты главной энергетической установки, в первую очередь паропроизводящей ее части. В конце концов, приняли решение о создании специальной энергетической установки (ЭУ). При этом главком потребовал размещения резервной ЭУ на органическом топливе. Его опасения можно понять: отечественный опыт эксплуатации атомоходов был сравнительно небольшим, а боевой корабль - это даже не ледокол, да и обеспечение его стоянки при нашей системе базирования всегда было болевой точкой флота.

При проектировании исходили из того, что решение кораблем главной задачи будет обеспечено только при наличии достаточной боевой устойчивости. Не вызывало сомнений, что наибольшую опасность для него представляет авиация, поэтому предусматривалось эшелонирование средств ПВО корабля по всей ее глубине, элементам, принципам построения, калибрам и т. д.

Противокорабельные ракеты в проекте появились не сразу. Строившиеся у нас в те годы противолодочные корабли достаточно эффективного ударного оружия не несли, что существенно снижало их боевую устойчивость. Было учтено также то, что надводный флот США начал интенсивно оснащаться противокорабельными ракетами. Таким образом, облик первого отечественного атомного корабля приобрел многоцелевую направленность, и он получил окончательное наименование - атомный ракетный крейсер.

В 1973 г. его проектирование было завершено, а весной следующего года состоялась закладка. От первого легкого крейсера советской постройки, оставившего заметный след в истории нашего ВМФ, головной крейсер унаследовал наименование "Киров (Адмирал Ушаков)". Его постройка велась медленно и не очень ритмично. Головной корабль был спущен на воду в конце 1977 г. и еще два с лишним года достраивался на плаву. В 1980 г. он прошел испытания и вошел в состав Северного флота. В 1984 году появился второй корабль этого типа - "Фрунзе (Адмирал Лазарев)", в 1988 году третий - "Калинин (Адмирал Нахимов)" и "Юрий Андропов (Пётр Великий)" в 1998 году - Флагман ВМФ России.

Наши атомные ракетные крейсера прямых аналогов за рубежом не имеют: американские - типа "Вирджиния" по водоизмещению (11 300 тонн) в 2,5. А "Лонг Бич" (17500 тонн) в 1,5 раза меньше. На советских атомоходах энергетическая установка включает две паровые турбины мощностью до 70000 л. с. каждая. В резервном варианте турбины получают пар от двух автоматизированных паровых котлов, работающих на органическом топливе. Крейсер развивает полную скорость более 30 узлов, под котлами - не менее 14. Экипаж почти вдвое меньше, чем было на одинаковом по водоизмещению линкоре "Октябрьская революция". Главное калибр - противокорабельный ракетный комплекс большой дальности "Гранит". Ракеты при полной автономности в полете имеют многовариантную программу атаки целей и повышенную помехозащищенность, размещены в индивидуальных подпалубных пусковых установках.

Зенитное ракетное оружие на крейсерах "Адмирал Ушаков" и "Адмирал Лазарев" такое же, как и на крейсере "Слава". На крейсере "Адмирал Нахимов" установлены более современные ЗРК.

Артиллерийское оружие головного корабля - две одноорудийные 100-мм автоматические установки с радиолокационной системой управления. Начиная со второго корабля, на них вместо двух "соток" стали размещать одну двухорудийную 130-мм артустановку. На ТАРК "Адмирал Ушаков" и "Адмирал Лазарев", как и на крейсере "Слава", в качестве средств ближней самообороны служат восемь 30-мм шестиствольных автоматов. На крейсере "Адмирал Нахимов" вместо этого оружия установлены два новых ракетно-артиллерийских комплекса самообороны. Каждый из них включает РЛС обнаружения целей и три боевых модуля. В модуле на общей платформе смонтированы две 30-мм шестиствольные пушки, восемь контейнерных пусковых ЗУР и РЛС управления огнем.

Противолодочное оружие составляют автоматизированный гидроакустический комплекс "Полином", противолодочный торпедный комплекс "Метель" (в дальнейшем "Водопад").

На втором и последующих крейсерах вместо противолодочного ракетного комплекса и торпедных аппаратов установлен новый универсальный ракето-торпедный комплекс. Его однотрубные пусковые установки (по пять на борту) используются как для стрельбы ракето-торпедами, так и обычными торпедами.

Набор противолодочных средств дополняют реактивно-бомбовые установки РБУ (РБУ-6000, РБУ-1200, РБУ-12000 "Удав"), основное назначение которых на этих кораблях - поражение атакующих их торпед. Начиная с третьего корабля, на атомных крейсерах устанавливают новый комплекс РБУ противоторпедной защиты. На корабле базируются три вертолета типа Ка - 27, Ка - 27ПС, Ка - 31 и Ка - 39 в поисково-спасательном, противолодочном и других вариантах. Для этого предусмотрен подпалубный ангар, погреба боезапаса, подъемник и взлетно-посадочная площадка.

Радиоэлектронное вооружение включает специализированные ЭВМ, автоматизированные системы управления оружием и техническими средствами, радиолокационные станции различного назначения, комплексы связи и т. д.

Экипаж составляют 655 человек (105 офицеров, 130 мичманов и 400 матросов).

Таким образом, атомные крейсера типа "Киров" вобрали в себя практически всю номенклатуру боевых и технических средств, созданных в последние годы. Без сомнения, в настоящее время, Тяжёлые Атомные Ракетные Крейсера этого типа лучшие в мире.

4

Ракетный крейсер проекта 1164 "Атлант"

20 апреля 1972 года была начать разработку ТТЗ на ракетный крейсер проекта 1164 "Атлант". Основными задачами корабля, сформулированными в ТП, являлись придание боевой устойчивости силам флота в отдалённых районах морей и океанов и уничтожение надводных кораблей противника, в том числе и авианосцев.

Главным конструктором проекта был назначен директор СПКБ А. К. Перьков. Однако исполнение этой должности являлось чисто номинальной его обязанностью. До этого он не спроектировал ни одного корабля в качестве главного конструктора. Таким образом, работы по проектированию "Атланта" легли на плечи заместителя главного конструктора В. И. Мутихина, ставшего главным конструктором РКР проекта 1164. ВМФ назначил своим главным наблюдателем за проектом старшего научного сотрудника ЦНИИ ВК капитана 2 ранга. А. Н. Блинова.

Разработка эскизного проекта заняла всего несколько месяцев - он был утвержден 13 апреля 1973 года. За основу чертежа приняли проект 1134Б. Но сходство проектов 1134Б и 1164 не имело место, почти всё в проекте 1164 было новым или другим. Новое оружие: ПКРК, главный ЗРК, артиллерия потребовали кардинального новой схемы общего расположения, причем не только в "надстроечной" части, но и в корпусной. Эта задача оказалась очень сложной. Окончательно зафиксировать облик корабля удалось только в техническом проекте, разработки которого заняла больше года и завершилась 21 августа 1974г. Однако постройка головного корабля отодвинулась больше чем на два года. В принципе, начав выпуск рабочих чертежей, можно было заложить корабль уже в декабре того же 1974г., поскольку стапель на Николаевском заводе им. 61 Коммунара, где решено было строить, освобождался после спуска "Петропавловска", 5 корабля проекта 1134Б. Однако проект корабля значительно опередил его оружие. Поставки "Базальта", ЗРК С-ЗООФ и АУ АК-130 даже не намечались.

Закладка головного ракетного крейсера, получившего очень удачное и ко многому обязывающее имя "Слава", состоялась 4 октября 1976 года. Название "Слава", "освободившееся" после сдачи на слом крейсера проекта 26. В Русском флоте носили еще четыре боевых корабля, самым знаменитым из которых был, конечно, линкор постройки 1905 г. - герой Первой мировой воины.

Головной корабль строили больше шести лет, спустили на воду 27 июля 1979 года, а сдали, 28 декабря 1982. Главные оружием, ради которого он создавался, является противокорабельный ракетный комплекс П-500 "Базальт" (обозначение NATO - SS-N-12). В техническом проекте удалось увеличить количество ПУ с 12 до 16 путем размещения спаренных ПУ с фиксированным углом возвышения, а заодно - и решить очень важную проблему газоотвода факела стартовых двигателей ракет. Для загоризонтного целеуказания от системы морской космической разведки целей и от авиационных средств была установлена система "Корвет" с двумя антенными постами в радиопрозрачных колпаках. Телеуправление ракетами в полете и получение от них обратной информации о цели осуществлялась системой "Аргон" с антенным постом на фок-мачте.

Принципиально новым и не менее важным, чем ударное, оружием крейсера проекта 1164 явился ЗРК коллективной ПВО С-З00Ф. Этот комплекс предназначался для отражения атак групповых, в том числе и сверхзвуковых воздушных целей в большом диапазоне высот, включая малые - 25-30 м. Однако разработчики уже тогда понимали, что перспективное авиационное оружие позволит самолетам не входить в зону ПВО, а применять его до встречи с ЗУР. Поэтому, в качестве основных задач нового ЗРК, приоритетными назначались поражение самолетов РТР и РЭБ или хотя бы удаление рубежей работы их разведывательно-помеховых систем от обороняемого соединения, а также перехват ПКР и управляемых авиабомб. Кроме указанных осталась и задача поражения морских целей, решать которую позволяло наличие на ракете довольно мощной осколочно-фугасной БЧ весом 130 кг.

В ЗРК С-ЗООФ впервые реализовывался вертикальный старт ЗУР из транспортно-пусковых контейнеров (ТПК), размещаемых, в свою очередь, в барабанах ПУ Б-204 револьверного типа. Принципиально новой явилась и помехозащищённая многоканальная система управления "Форт", название которой уже после принятия комплекса на вооружение распространили на весь ЗРК, известный ещё и под названием "Риф".

Система управления "Форт" позволяет одновременно сопровождать 12 и обстреливать 6 целей. Основу СУ составляла многофункциональная РЛС подсвета целей и наведения 3УP, кроме этого она могла работать и в поисковом режиме.

От проекта 1134Б 1164-ому достались в наследство еще два ЗРК самообороны "Оса-М". Этот комплекс, разработанный параллельно с самоходным ЗРК сухопутных войск и принятый на вооружение еще в 1972 году, хорошо зарекомендовал себя и был освоен на флотах.

Несмотря на солидное зенитно-ракетное вооружение крейсера проекта 1164, этого, казалось, было мало. На крейсера проекта 1164 были поставлены артиллерийские установки AK-130, второй артиллерийский калибр на корабле был представлен ставшим стандартным 30-мм МЗАК АК-630/МР-123. На крейсере удалось разместить три батареи, по два автомата с одной СУ "Вымпел" (МР-123) в каждой.

Радиосвязное вооружение представлено комплексами космической радиосвязи "Тайфун-2" и "Цунами-БМ". Управление боевыми подсистемами корабля "возглавляла" боевая информационно-управляющая система третьего поколения "Лесоруб-1164", разработанная НПО "Марс". БИУС создавалась на новой элементной базе, с повышенной автоматизацией и быстродействием, а следовательно - с повышенной обоснованностью и оперативностью принимаемых решений.

Наиболее консервативным, и это естественно, осталось противолодочное оружие крейсера: две традиционные 12-ствольные РБУ-6000 и два пятитрубных аппарата ПТА-53-1134. Принятые по проекту 1134, они размещались под протяженной палубой полубака, т.е. в закрытом помещении, и стреляли через открывающиеся лаппорты. Оружие ПЛО являлось оборонительным, поэтому совершенно необъяснимым явилось указание о размещении на корабле ГАК "Платина" не только с подкильной, но и с буксируемой антенной.

В качестве авиационного вооружении на РКР проекта 1164 принимался уже устаревший вертолет разведки и целеуказания Ка-25Ц с перспективой замены на Ка-252РЦ (будущее поколение Ка-27 и его модификаций). Однако ОКБ им. Н. И. Камова до развала СССР такой вариант машины так и не создало, как, впрочем, и некоторые другие обещанные, хотя по плану это должно было состояться еще в 1983 г.

Экипаж крейсера проекта 1164 состоит из 66 офицеров, 64 мичманов и 355 матросов. Автономность достигала 30 суток.

Как уже упоминалось, головной корабль строили больше шести лет, спустили на воду 27 июля 1979 года, а сдали, 28 декабря 1982. Второй корабль при закладке в 1978 году получил название "Адмирал флота Лобов", третьему, заложенному в 1979, было предусмотрено имя "Комсомолец" - взамен выведенного из состава флота крейсера проекта 68К. Однако смерть министра обороны маршала Советского Союза Д. Ф. Устинова в декабре 1984 года вызвала изменение названий всех строившихся крейсеров этой серии: "Лобов" стал "Маршалом Устиновым", "Комсомолец" - "Червоной Украиной", а название "Адмирал флота Лобов" получил на четвертый корабль, заложенный в 1986 году. Правда, в 1989 был заложен ещё один крейсер этого проекта, который должен был получить имя "Россия", но из-за недостатка средств его строительство было прекращено. В мае 1995 года головной крейсер "Слава" переименовали в "Москву".

После развала Советского Союза в строю на сегодняшний день осталось 3-и крейсера из заложенных 5-и кораблей. Это крейсера "Слава (Москва)", "Маршал Устинов" и "Червона Украина". Последний впоследствии был переименован в "Варяг", причём одноимённый авианесущий крейсер проекта 1143.5 ещё не принадлежал Таиланду. "Адмирал флота Лобов" был присвоен Украиной, но попытки достроить его для ВМС Украины закончились неудачей. Ведь совершенно ясно, что достроить, а тем более эксплуатировать даже один ракетный крейсер Украина не в состоянии. По состоянию на июль 2002 года "Лобов" находится в городе Николаеве на ССЗ им. 61 коммунара. Дальнейшая его судьба неопределенна.

Отредактировано Командос (2008-07-22 23:09:34)

5

Ракетный крейсер проекта 58 "Грозный"

25 августа 1956 года в соответствии с постановлением Совета Министров СССР началась разработка проекта эскадренного миноносца с противокорабельными крылатыми ракетами нового поколения. А 6 декабря того же года, главнокомандующий ВМФ адмирал С. Г. Горшков утвердил тактико-техническое задание на разработку эскизного проекта нового эсминца. Несколько раньше заместитель главкома ВМФ утвердил ТТЗ на разработку комплексов зенитного управляемого реактивного оружия ближнего действия М-1 "Волна" и ударного реактивного оружия П-35. Таким образом, разработка проекта, получившего номер 58, велась практически синхронно с разработкой главного вооружения.

Проектирование корабля поручили ленинградскому ЦКБ-53. Главным конструктором стал В. А. Никитин, а группу наблюдения от ВМФ возглавил инженер-капитан 2 ранга П. М. Хохлов. Эскизный проект 58 разработали в середине 1957 года, а в сентябре Управление Кораблестроения ВМФ выдало заказ на разработку уже технического проекта, завершенного в марте 1958.

Головной эскадренный миноносец, получивший наименование "Грозный", заложили на Ленинградском судостроительном заводе имени А. А. Жданова 23 февраля 1960 г. Спуск корабля на воду состоялся 26 марта 1961, а в июне 1962 его предъявили на государственные испытания комиссии под председательством вице-адмирала Н. И. Шибаева. В ходе постройки определилась окончательная классификация корабля, который до этого в официальных документах именовался "кораблем с реактивным вооружением". Ситуация прояснилась к началу 60-х годов и новый корабль уже уверенно причислили к классу крейсеров, подклассу "ракетный крейсер", отнеся к кораблям I ранга.

Первоначально основным назначением корабля проекта 58 считалось уничтожение легких крейсеров, эскадренных миноносцев и крупных транспортов противника и ведение успешного боя с кораблями противника, вооруженными реактивным оружием ближнего действия. Впоследствии добавились задачи поражения авианосных соединений противника.

За прототип теоретического чертежа корпуса был выбран теоретический чертеж эсминца проекта 56. При заданном составе вооружения наилучшей архитектурной формой корпуса посчитали форму с длинным полубаком и небольшим подъемом к форштевню. Сам корпус набирался по продольной системе и водонепроницаемыми переборками делился на 17 отсеков. Непотопляемость корабля обеспечивалась при затоплении любых трех смежных отсеков, однако имелись зоны, где корабль выдерживал затопление и четырех смежных отсеков.

В качестве энергетической установки в проекте 58 выбрали агрегаты ТВ-12, отличавшиеся от предыдущих большей мощностью 45 000 л. с., меньшей удельной массой и большим КПД при одинаковых габаритах. В процессе создания установки выяснилось, что мощность можно будет довести до 50000 л. с. на один вал.

Основным оружием корабля являлся новый ракетный комплекс П-35, разработанный на базе комплекса П-5, которым вооружались подводные лодки проектов 644 и 665. Комплекс П-35 отличался от предыдущего значительно большей (не менее 250 км) дальностью стрельбы, более совершенной сверхзвуковой крылатой ракетой 4К-44, имевшей обычное и ядерное снаряжение и предназначавшейся для поражения как морских, так и береговых целей. Кроме того, он снабжался принципиально новой системой управления и обладал значительно более совершенными и надежными эксплуатационными свойствами. В состав комплекса УРО корабля входили 2 пакетные счетверенные наводящиеся пусковые установки СМ-70, 16 крылатых ракет, система управления 4Р-44 "Бином" и другие обслуживающие устройства. Система управления "Бином" обеспечивала пуск ракет из ПУ, телеуправление ими радиокомандами на маршевом участке траектории, визирование цели через ракеты и командный захват цели головкой самонаведения.

Зенитный ракетный комплекс М-1 "Волна" проходил всесторонние корабельные испытания па переоборудованном эсминце проекта 56К. Поэтому в распоряжении конструкторов уже имелись некоторые практические результаты.

Па корабле была установлена 76-мм двухорудийную автоматическую башенную артустановку АК-726. Две башни в кормовой части, однако общая система управления с единственной РЛС управления огнем МР-105 "Турель" превращала две двухорудийные башни как 6ы в одну четырехорудийную. Общий артиллерийский боезапас корабля составлял 2400 патронов.

Торпедное вооружение состояло из двух трехтрубных торпедных аппаратов ТТА-53-57 бис для стрельбы самонаводящимися противолодочными торпедами СЭТ-53 и торпедами 53-57. На корабле проекта 58 впервые устанавливалась реактивная бомбометная система РБУ-6000 с новыми реактивными глубинными бомбами РГБ-60. Боезапас, состоящий из 96 РГБ, принимался из расчета четырех полных залпов. Комплекс РБУ-6000 рассматривался, в первую очередь, как комплекс противоторпедной защиты.

Вертолёт на корабле появился только в техническом проекте, для чего пришлось удлинить кормовую оконечность корабля с целью обеспечения возможности приема на взлетно-посадочную площадку и взлета с неё вертолета типа Ка-25. Дальнейшие проработки показали, что без увеличения водоизмещения корабля полноценное базирование вертолета обеспечить невозможно. Поэтому на кораблях проекта 58 удалось разместить лишь ВПП со светотехническим оборудованием, стартово-командный пост и небольшой запас авиационного керосина около 5 тонн. Базирование вертолёта можно считать чисто символическим.

Радиотехническое вооружение корабля первоначально состояло из двух двухкоординатных РЛС общего обнаружения МР-300 "Ангара". Задачи обнаружения надводных целей и навигации первоначально решались одной РЛС "Дон". Для обнаружения подводных целей и выдачи целеуказания торпедному и реактивно-бомбометному оружию имелась ГАС кругового и шагового поиска ГС-572 "Геркулес-2М" с выдвижной подкильной антенной.

Предусматривалось, что экипаж корабля будет насчитывать 27 офицеров, 29 мичманов и 283 матроса.

Испытания головного корабля представляли особый интерес. Проводились они в Белом море с 6 июля по 29 октября 1962 года.

В ходе проработки различных вариантов программы военного кораблестроения количество новых ракетных крейсеров колебалось. По максимуму предполагалось построить таких кораблей не менее 16. Однако фактически было построено четыре корабля на Ленинградском судостроительном заводе им. А. А. Жданова, это "Грозный", "Адмирал Фокин", "Адмирал Головко" и "Варяг".

Крейсера проекта 58 несли службу в составе всех четырех флотов. Серьезной модернизации они так и не подвергались. К началу 90-х годов эти крейсера уже перешагнули свой предельный возраст. В 1990 году из состава КТОФ первым был выведен "Варяг", в 1991 был списан "Грозный", в 1993 крейсер "Адмирал Фокин". В настоящее время в строю Черноморского флота еще остается "Адмирал Головко", но и он подлежит списанию из-за моральной устарелости.

Ракетные крейсера проекта 58 оставили заметный след в истории отечественного кораблестроения и флота. Принято считать их первыми и мире ракетными крейсерами, не имевшими зарубежных аналогов. Отечественным ученым и конструкторам удалось впервые на практике успешно решить задачу создания мощного компактного корабля с ракетными комплексами различного назначения, с высокой насыщенностью новым, по тем временам, радиоэлектронным вооружением и отвечавшим, как тогда представлялось, требованиям ведения войны на море. Ракетные крейсера проекта 58 стали первыми отечественными надводными кораблями с ядерным оружием.

Отредактировано Командос (2008-07-22 23:13:04)

6

Тяжёлый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 "Акула"


Рассматривая развитие БР для ПЛАРБ СССР и США, необходимо отметить, что в качестве топлива в указанных странах существовала ориентация на разные его типы. В США – на твердое, в СССР развивали преимущественно жидкостное. Каждое из этих направлений имеет свои минусы и плюсы. В СССР жидкое топливо позволило первыми создать морские МБР с РГЧ ИН превосходящие по дальности стрельбы зарубежные аналоги при практически одинаковых массах, габаритах, безопасности и боевой нагрузке. “Отец” всех морских БР СССР Генеральный конструктор В.П.Макеев был сторонником именно этого вида топлива и под его руководством были достигнуты значительные научные и технологические высоты, которые оказались не достижимыми конкурентами из США.

В свое время В.П.Макеев исследовал возможности по созданию морских БР на твердом топливе, однако эти исследования не показали преимущества этого топлива по сравнению с жидким. В то же время они показали, что достижение преимущества над БР с жидким топливом требовало практически нереальных технологических разработок. Однако поверхностное знание сути дела руководством СССР привело к созданию отечественной БР на твердом топливе. Следующей и пока последней МБР на твердом топливе стала РСМ-52. Трехступенчатая твердотопливная МБР с дальностью полета 8300 км и с 10-ю головками индивидуального наведения ("Трайдент I" – 7400 км, а "Трайдент II" - 8000 км).

ПЛАРБ пр.941 (шифр "Акула") является единственным носителем 20 МБР РСМ-52. Головная ПЛ ТК-208 была заложена на СМП в марте 1977 года, спущена на воду 23 сентября 1980 года, вступила в строй в ноябре 1981 года. Всего было заложено 7 ПЛ пр.941 , но из-за договора ОСВ-1 строительство их было ограничено 6 кораблями.

ТК-210 был разобран на стапеле. По своей конструкции это многокорпусная подводная лодка. Внутри легкого корпуса покрытого противогидроакустическим покрытием находится 5 прочных обитаемых корпусов, 2 из которых, главные, расположенные параллельно друг другу, симметричны относительно диаметральной плоскости корабля (наибольший – 10 метров). Перед рубкой корабля, между главными корпусами размещены в два ряда 20 шахт для МБР. В носовой части, между корпусами, сверху, находится торпедный отсек. Позади шахт, над главными корпусами в диаметральной плоскости, под ограждением выдвижных устройств, расположен прочный модуль, состоящий из двух отсеков – ГКП и отсек радиотехнического вооружения. Всего на ПЛ 19 отсеков.

Такое "катамаранное" оригинальное конструктивное решение продиктовано, в основном, невозможностью вписать в прочный корпус ракетные шахты, поскольку размеры БР перешагнули все мыслимые пределы. Достаточно сказать что стартовый вес их составил 90 тон. Что в конечном итоге привело к громадному водоизмещению превосходящему все разумные пределы. Достаточно сказать, что полное подводное водоизмещение “Акулы” – около 50.000 т превосходит таковое у авианосца "Адмирал Горшков". Это цена до конца не продуманного для отечественного флота, перехода в МБР от жидкого топлива к твердому.

Вооружение корабля помимо 20 пусковых установок баллистических ракет РСМ-52 (комплекса Д-19) составляют: 8 зенитных ракет самообороны “Игла-1”. 6 - 533 мм ТА (22 торпеды 53-65К, СЭТ-65, САЭТ-60М и ракето-торпеды “Водопад”). Навигационный комплекс Тобол-941, БИУС “Омнимбус”, ГАК “Скат”. Радиолокационный комплекс МРКП-58 “Буран”, ГАС миноискания МГ-519 “Арфа”, эхоледомер МГ-518 “Север”, телевизионный комплекс МТК-100. Система спутниковой навигации “Симфония”, комплекс космической связи “Цунами”, комплекс радиосвязи “Молния-Л 1”. 19 отсеков; два автономных прочных корпуса диаметром 7,2 м, ВСК, АЭУ блочная. Корабль несёт постоянное боевое дежурство.

7

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667.БДРМ "Дельфин"

Последним кораблем "семейства 667", а также последним советским подводным ракетоносцем 2-го поколения (фактически "плавно перешедшим" в 3-е поколение) стал ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667.БРДМ (шифр "Дельфин") так же, как и его предшественники, созданный ЦКБ МТ "Рубин" под руководством генерального конструктора, академика С.Н.Ковалева. Правительственное постановление о разработке нового подводного атомохода вышло 10 сентября 1975 г.

Основным оружием корабля должен был стать новый ракетный комплекс Д-9РМ с 16 межконтинентальными жидкостными ракетами Р-29РМ (РСМ-54, SS-N-24), имеющими увеличенные дальность стрельбы, точность и радиус развода боевых блоков. Разработка ракетного комплекса началась в КБМ в 1979 году. Его создатели были ориентированы на достижение максимально возможного технического уровня и ТТХ при ограниченном внесении изменений в проект подводной лодки. Поставленные задачи удалось успешно решить за счет реализации оригинальных компоновочных решений (совмещенные баки последней маршевой и боевой ступеней), использования двигателей с предельными характеристиками, применения новых конструкционных материалов, улучшения технологии производства, а также увеличения габаритов ракеты за счет объемов, "позаимствованных" у пусковой установки. По своим боевым возможностям новые БР превосходили все модификации наиболее мощного американского морского ракетного комплекса "Трайдент", имея при этом меньшие массу и габариты. В зависимости от числа головных частей и их массы дальность стрельбы МБР могла значительно превышать 8300 км.

Р-29РМ стала последней ракетой, разработанной под руководством В.П.Макеева, а также последней отечественной жидкостной МБР. В извесном смысле, она явилась "лебединой песней" жидкостных баллистических ракет подводных лодок. Все последующие отечественные БР проектировались твердотопливными.

Конструкция нового корабля являлась дальнейшим развитием лодок 667-го семейства. Из-за возросших габаритов ракет, а также необходимости внедрения новых конструкционных решений по снижению гидроакустической заметности, на лодке пришлось вновь увеличить высоту ограждения ракетных шахт. Была увеличена также длина носовой и кормовой оконечностей корабля, возрос и диаметр прочного корпуса, обводы легкого корпуса в районе 1-го - 3-го отсеков были несколько "приполнены".

В конструкции прочного корпуса, а также концевых и межотсечных переборок лодки использовалась сталь, полученная методом электрошлакового переплава и обладающая повышенными показателями пластичности.

При создании подводной лодки были приняты меры по существенному снижению ее шумности, а также уменьшению помех работе бортовой гидроакустической аппаратуры. Широко применен принцип агрегатирования механизмов и оборудования, которое размещено на общей раме, амортизированной относительно прочного корпуса корабля. В районе энергетических отсеков установлены локальные звукопоглотители, повышена эффективность акустических покрытий легкого и прочного корпусов. В результате по характеристикам гидроакустической заметности атомоход приблизился к уровню американской ПЛАРБ 3-го поколения "Огайо".

Главная энергетическая установка подводной лодки включает два во-доводяных реактора ВМ-4СГ (по 90 мВт) и две паровые турбины ОК-700А. Номинальная мощность ГЭУ составляет 60.000 л. с. На борту корабля имеется два турбогенератора ТГ-3000, два дизельгенератора ДГ-460, два электродвигателя экономичного хода.

РПКСН имеет малошумные пятилопастные гребные винты с улучшенными гидроакустическими характеристиками. Для обеспечения винтам наиболее благоприятного режима работы, на легком корпусе установлено специальное гидродинамическое устройство, выравнивающее набегающий поток воды.

В проекте 667.БДРМ реализованы мероприятия по дальнейшему улучшению условий обитаемости. Экипаж корабля получил в свое распоряжение солярий, сауну, спортивный зал и т.п. Усовершенствованная система электрохимической регенерации воздуха путем электролиза воды и поглощения углекислого газа твердым регенерирующим поглотителем надежно обеспечивала концентрацию кислорода в пределах 25% и углекислого газа не выше 0,8%.

Для централизованного управления всеми видами боевой деятельности лодка оснащена боевой информационноуправляющей системой "Омнибус-БРДМ", осуществляющей сбор и обработку информации, решение задач тактического маневрирования и боевого использования торпедного и ракетно-торпедного оружия.

На РПКСН установлен новый гидроакустический комплекс "СКАТ-БДРМ", по своим характеристикам не уступающий американским аналогам. Он имеет крупногабаритную антенну диаметром 8,1 м и высотой 4,5 м. Впервые в практике отечественного кораблестроения на проекте 667.БДРМ применен стеклопластиковый обтекатель антенны, имеющий безреберную конструкцию (это позволило снизить гидроакустические помехи, воздействующие на антенное устройство комплекса). Имеется и буксируемая гидроакустическая антенна, в нерабочем положении убирающаяся в корпус.

Навигационный комплекс "Шлюз" обеспечивает необходимую точность применения ракетного оружия. Уточнение места корабля посредством астрокоррекции производится с подвсплытием на перископную глубину с периодичностью один раз в двое суток.

Подводный крейсер проекта 667.БДРМ оснащен комплексом радиосвязи "Молния-Н". Имеются две всплывающие антенны буйкового типа, позволяющие принимать на большой глубине радиосообщения, целеуказания и сигналы космической системы навигации.

Ракетный комплекс Д-9РМ, принятый на вооружение в 1986 г. (уже после кончины его создателя - Виктора Петровича Макеева), представляет собой дальнейшее развитие комплекса Д-9Р. В его состав входит 16 трехступенчатых жидкостных ампулированных ракет Р-29РМ (ЗМ37, РСМ-54) с максимальной дальностью стрельбы 9300 км.

Ракета Р-29РМ и сегодня обладает наивысшим в мире энергомассовым совершенством. Ее длина 14,8 м, диаметр корпуса 1,9 м, она имеет стартовую массу 40,3 т и забрасываемую массу 2,8 т (равную забрасываемой массе значительно более тяжелой американской ракеты "Трайдент"II). Р-29РМ имеет разделяющуюся головную часть, рассчитанную на четыре или 10 боевых блоков (мощность-100 кг). В настоящее время на РПКСН развернуты ракеты с БЧ, оснащенными четырьмя боевыми блоками.

Высокая точность (КВО - 250 м), соизмеримая с точностью американской ракеты "Трайдент"0-5 (по различным оценкам - 170-250 м), обеспечивает комплексу Д-9РМ возможность поражения малоразмерных высокозащищенных целей (шахтных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, командных пунктов и других "сверхпрочных" объектов). Запуск всего боекомплекта ракетного крейсера может осуществляться единым залпом. Максимальная глубина пуска - 55 м, ограничения по погодным условиям в районе старта отсутствуют.

В 1988 году ракетный комплекс был модернизирован: боевые блоки заменены на более совершенные, навигационная система дополнена аппаратурой космической навигации (система ГЛОНАСС), обеспечена возможность пусков ракет по настильным траекториям (в том числе из высоких широт), что позволяет более надежно преодолевать перспективные системы ПРО потенциального противника. Повышена и стойкость ракеты к поражающим факторам ядерного взрыва.

По оценкам ряда специалистов, модернизированный комплекс Д-9РМ превосходит американский аналог "Трайдент"0-5 - по таким важнейшим показателям, как точность поражения целей и способность преодолевать средства ПРО противника.

Новый торпедно-ракетный комплекс, установленный на подводной яодке проекта 667.БДРМ, состоит из четырех 533-мм торпедных аппаратов с системой быстрого заряжания, обеспечивающих использование практически всех типов современных торпед, противолодочных ракето-торпед и приборов гидроакустического противодействия.

Строительство лодок проекта 667.БДРМ было начато в Северодвинске в 1981 году. Флот получил, в общей сложности, семь атомоходов данного типа. Первым командиром головной лодки - К-51 - был назначен капитан 1-го ранга Ю.К.Русаков.

В 1990 году на одном из крейсеров проекта 667.БДРМ были проведены специальные испытания с подготовкой и запуском всего боекомплекта из 16 ракет в одном залпе (как при реальной боевой стрельбе). Подобный опыт являлся уникальным как для нашей страны, так и в мире.

В настоящее время РПКСН проекта 667.БДРМ (известные на Западе под "кличкой" Delta IV) являются основой морской составляющей стратегической ядерной триады России. Все они находятся в составе 3-й флотилии стратегических ПЛ Северного флота и базируются в бухте Ягельная. Для размещения отдельных лодок имеются и специальные базыукрытия, представляющие собой надежно защищенные подземные сооружения, предназначенные для стоянки, а также обеспечения ремонта и перезарядки реакторов ядерным топливом.

Подводные лодки проекта 667.БДРМ стали одними из первых отечественных атомоходов, почти полностью неуязвимых в районах своего боевого дежурства. Выполняя патрулирование в арктических морях, непосредственно прилегающих к российскому побережью (в том числе и под ледяным покровом), они, даже при наиболее благоприятной для противника гидрологической обстановке (полный штиль, который наблюдается в Баренцевом море лишь в 8% "природных ситуаций"), могут быть обнаружены новейшими американскими атомными многоцелевыми подводными лодками типа "Улучшенный Лос-Анджелес" на дистанциях менее 30 км. Однако в условиях, характерных для остальных 92% времени года, при наличии волнения и ветра со скоростью более 10-15 м/с, РПКСН проекта 667.БДРМ не обнаруживаются противником вовсе или могут фиксироваться ГАС типа BQQ-5 (установленных на "Лос Анжелесах") на дальностях менее 10 км, когда дальнейшее подводное слежение вызывает повышенную опасность столкновения лодок и одинаково опасно как для "охотника", так и для "дичи". Более того, в северных полярных морях существуют обширные мелководные районы, где даже в полный штиль дальность обнаружения лодок проекта 667.БДРМ снижается до менее чем 10 км (т.е. обеспечивается практически абсолютная выживаемость подводных ракетоносцев). При этом следует иметь в виду тот факт, что российские ракетные подводные лодки несут боевое дежурство фактически во внутренних водах страны, достаточно хорошо (даже в нынешних условиях) прикрытых противолодочными средствами флота, что еще больше снижает реальную эффективность НАТОвских лодок.

Отредактировано Командос (2008-07-22 23:18:23)

8

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667.БДР

В феврале 1973 г. в КБ машиностроения развернулись работы по созданию новой двухступенчатой жидкостной баллистической ракеты Р-29Р (ЗМ40, РСМ-50, SS-/NM8), являвшейся дальнейшим развитием Р-29. Ее основным отличием от предшествующих морских баллистических ракет стала разделяющаяся головная часть (РГЧ) с боевыми блоками индивидуального наведения, позволяющая многократно увеличить число целей, поражаемых одним ракетным залпом.

Более совершенная инерциальная система управления с полной асрокоррекцией, примененная на Р-29Р, обеспечивала новой ракете повышенную точность. В ходе дальнейшего совершенствования комплекса точность еще более возросла, фактически сравнявшись с точностью нанесения ядерных ударов стратегическими бомбардировщиками. Это позволяло подводным ракетоносцам поражать не только площадные неукрепленные (как говорят американцы, "мягкие") цели, но и высокопрочные ("твердые") малоразмерные объекты, в частности, пусковые шахты МБР наземного базирования, защищенные командные пункты, хранилища спецбоеприпасов и т. п.

Для размещения новых ракет в ЦКБ МТ "Рубин" под руководством главного конструктора С.Н. Ковалева началась разработка усовершенствованного РПКСН проекта 667.БДР (шифр - "Кальмар"), который, также, как и "Мурена-M", должен был оснащаться 16 ракетными шахтами.

Техническое задание на новый ракетоносец было сформулировано в 1972 году. Лодка являлась дальнейшим развитием проекта 667.БД. На новом корабле возросла высота ограждения ракетных шахт (которое фактически сравнялась с ограждением выдвижных устройств рубки).

Особое внимание при создании нового атомохода было уделено совершенствованию системы управления стрельбой: в отличие от проекта 667.БР весь ракетный боекомплект должен был выстреливаться в одном залпе, были сокращены интервалы между ракетными пусками.

Прочный корпус лодки разделялся на 11 водонепроницаемых отсеков. При этом 1-й, 2-й и 11-й отсеки являлись отсеками-убежищами (их поперечные переборки рассчитывались на давление, соответствующее предельной глубине погружения лодки). Были приняты дополнительные меры по усилению пожаробезопасности корабля за счет установки новой системы объемного химического пожаротушения с использованием фреона.

В проекте 677.БДР дальнейшее развитие получили средства обеспечения жизнедеятельности экипажа. В частности, на борту корабля появились солярий, а также спортзал.

Подводный крейсер получил новый гидроакустический комплекс "Рубикон", разработанный под руководством главного конструктора С.М. Шелехова, способный работать в инфразвуковом диапазоне и имеющий автоматизированную систему классификации целей. Максимальная дальность обнаружения в режиме шумо-пеленгования при благоприятной гидрологии достигла 200 км.

Более точный навигационный комплекс "Тобол-М-1" (на лодках более поздней постройки - "Тобол-М-2") имел время хранения навигационных параметров между двумя обсервациями, превышающее двое суток, что улучшило скрытность подводного крейсера. В состав комплекса вошла и навигационная гидроакустическая станция "Шмель", позволяющая определять положение корабля по гидроакустическим маякам-ответчикам.

На борту подводной лодки был размещен комплекс связи "Молния-М", в состав которого входила система космической связи "Цунами". Ракетный комплекс Д-9Р включал 16 ракет типа Р-29Р (длина - 13,635 м, диаметр - 1,8 м, стартовая масса - 36,3 т). Астроинерциальная система управления с полной (по направлению и дальности) астрокоррекцией обеспечивала КВО порядка 900 м. Важной особенностью комплекса явилось наличие трех взаимозаменяемых вариантов головных частей, различающихся числом и мощностью боевых блоков. Ракета Р-29Р несла РГЧ с тремя боевыми блоками мощностью по 0,2 мт и обладала максимальной дальностью 6500 км. Р-29РЛ была оснащена моноблочной ГЧ мощностью 0,45 мт и могла поражать цели на дальности около 9000 км. Р-29РК обладала способностью доставить семь боевых блоков (0,1 мт) на дальность до 6500 км.

Летные испытания ракет типа Р-29Р начались в ноябре 1976 г. и завершились в октябре 1978 г. В Белом и Баренцевом морях с борта РПКСН К-441 было выполнено, в общей сложности, 22 пуска (четыре ракеты были запущены в моноблочном, шесть - в трехблочном и 12 - в семиблочном вариантах). Типовым оснащением подводного крейсера стали варианты ракеты с тремя и одним боевыми блоками.

Для лодки была отработана система компенсации динамических ошибок (СКДО), измеряющая мгновенные значения параметров качки корабля для передачи их в ракетный комплекс. Строительство лодок велось Северным машиностроительным предприятием (г. Северодвинск). Головной корабль, К-441, был заложен в 1975 году и вступил в строй в декабре 1976 г. Его первым командиром стал капитан 1-го ранга Б.П. Жуков. За К-441 последовали ракетные подводные крейсера К-124 (1977 г.), К-449 (1977 г.), К-455 (1978 г.), К-490 (1978 г.), К-487 (1978 г.), К-44 (1979 г.), К-496 (1979 г.), К-506 (1979 г.), К-211 (1980 г.), К-223 (1980 г.), К-180 (1980 г.), К-433 (1981 г.) и К-129 (1981 г.).

В процессе ходовых испытаний К- 441 на большой скорости и глубине лодка коснулась скального грунта. Корабль получил повреждения в носовой части корпуса, однако благодаря грамотным действиям экипажа удалось избежать катастрофы и всплыть. Жертв не имелось.

Большинство лодок проекта 667.БДР, получивших на Западе условное обозначение Delta III, несли службу на Дальнем Востоке, на Камчатке (база Рыбачий). При этом с 1980 г. было выполнено семь одиночных переходов РПКСН проекта 667.БДР под арктическими льдами (первый переход совершила лодка под командованием Д.Н. Новикова).

Лодки, участвовавшие в межфлотских переходах, на конечном участке полярного маршрута (особенно при выходе из подо льда в Чукотском море) испытывали особые трудности. В этот период весь экипаж, как правило, в течение двух-трех суток постоянно находился на своих постах. Глубина часто не превышала 50 м. Большую опасность представляли блуждающие отмели с осевшими на них огромными ледовыми массивами. Сверху над лодками находился лед, толщина которого достигала 11-15м. При этом пространство между ледяным панцирем и кораблем уменьшалось до 3-4 м при глубине под килем всего А-5 м. В подобных условиях автоматизированная система управления отключалось и лодка двигалась, управляясь вручную. Моральное и физическое напряжение людей достигало предела, однако особо большая нагрузка ложилась на командиров лодок.

Несмотря на сложность и повышенный риск, подледные переходы с театра на театр привлекали своей скоротечностью, а также плаванием в зоне, примыкающей к российским территориальным водам.

Две лодки, К-455 и К-490, перешли на ТОО в феврале-марте 1979 г. по южному маршруту, через пролив Дрейка. В процессе перехода, в частности, была проверена эффективность работы космической навигационной системы "Шлюз".

Северный Флот получил пять подводных крейсеров, из которых была сформирована дивизия стратегических подводных лодок, базировавшаяся в бухте Ягельная губы Сайда (три ПЛАРБ) и в губе Оленья (две лодки). В начале 90-х годов все корабли были переведены в Ягельную.

Североморские корабли активно несли боевую службу, выполняя патрулирование в Северной Атлантике и водах Северного Ледовитого океана.

В 1982 году, впервые в условиях полярной ночи, К-211 (командир капитан 1 ранга И.Е. Ковалев, старший похода капитан 1 ранга В.М. Бусырев) совершила плавание по периметру Северного Ледовитого океана (см. примечание). Следует отметить и уникальное подледное плавание К-524 (командир капитан 1 ранга В.В. Протопопов, старший на борту капитан 1 ранга А.И. Шевченко), выполненное в конце 1985 года. Поход в Баффиново море, проходивший через ряд арктических проливов, занял 80 суток, 54 из которых корабль провел подо льдами на глубинах более 150 м.

Можно сказать, что лодкам проект 667.БДР повезло: большинство из них успело пройти заводской ремонт и модернизацию до 1991 года, когда начался стремительный развал отечественного оборонного комплекса. Остальные атомоходы этого типа в дальнейшем также удалось пропустить через СРЗ. Поэтому к концу 90-х годов корабли сохраняли высокий уровень боеспособности. Шло совершенствование и ракетного комплекса Д-9Р (очередные модификации ракеты Р-29Р были приняты на вооружение в 1987 и 1990 годах).

Однако во второй половине 90-х годов началось их постепенное списание, что было обусловлено не столько техническими причинами, столько необходимостью соблюдения российско-американских договоренностей. В 1995 году строй покинула К-129, в 1996 году за ней последовали К-124и К-141.

Ракетные подводные крейсера проекта 667.БДР и сегодня продолжают оставаться важным элементом стратегических ядерных сил страны. В составе Северного флота в 1999 году несли службу три корабля - К-44, К-487 и К-496, а ТОФ располагал восемью ракетоносцами этого типа - К-449, К-455, К-490, К-506, К-211, К-223, К-180 и К-433. К настоящему времени численный состав РПКСН в российском флоте стабилизировался и дальнейшее уменьшение в сколько-нибудь крупных масштабах в ближайшие годы, вероятно, производиться не будет. Поэтому можно ожидать, что РПКСН проекта 667.БДР сохранятся на вооружении до второй половины первого десятилетия XXI века, когда им на смену придут новые стратегические подводные ракетоносцы новой постройки.

Во время учений 1-2 октября 1999 г. два РПКСН из состава Северного и Тихоокеанского флотов выполнили, в общей сложности, три пуска ракет Р-29Р, которые стартовали из акваторий Баренцева и Охотского морей и "поразили" цели на боевых полях полигонов Кура (Камчатка) и Канин Нос. При этом пуск ракет был произведен "по истечении считанных минут после получения приказа". По словам Главнокомандующего ВМФ России адмирала Владимира Куроедова, эти пуски следует рассматривать как "отработку вариантов действий России в ответ на возможный выход США из договора по ПРО от 1972 года и последующее развертывание ими национальной системы противоракетной обороны".

Примечание:
02.04.2005 года на наш E-mail поступило письмо капитана 3 ранга запаса Дагирова Ислама Гиреевича, исполнявшего должность командира электронавигационной группы штурманской боевой части РПКСН К-211 проекта 667БДР. Он добавил к статье следующие факты:
Подводный крейсер К-211 ходил по 85 градусу северной широты. Генеральная скорость была 9 узлов. В каждой полынье капитан 3 ранга Дагиров лично проводил фотосъемку через перископ каждые 15 градусов. В районе Гренландского моря толщина льда была 40 метров. В районе острова Шпицберген, через сутки после того, как К-211 вышел из подо льдов, потек 1 контур реактора (шли на одном борту). И личный состав 7 отсека руками собирал активную воду. Теперь они не могут доказать, что принадлежат к ветеранам особого риска. Коршунов - командир 7-го отсека - до сих пор судится, чтобы доказать свою правоту. Печально видеть, как в наше время относятся к ветеранам, храбро и достойно исполнявшим боевой долг перед Родиной.

9

Торпедная дизель-электрическая подводная лодка проекта 636

Дизель-электрическая торпедная подводная лодка проекта 636 "Кило" - это экспортный вариант аналогичной подводной лодки проекта 877 Военно-Морских Сил России. Эта субмарина (проект 877) была разработана для ведения противолодочных и антикорабельных операций по защите баз ВМФ, а также для общих разведывательных и патрульных целей. Подводная лодка класса "Кило" является одной из самых салошумных подводных лодок в мире. Субмарина состоит из 6 отсеков, разделённых водонепроницаемыми перегородками в герметичном двойном корпусе.

ПЛ проекта 636 является улучшеным вариантом проекта 877ЕКМ, который представляет промежуточную стадию между стандартной ПЛ класса "Кило" и новой проекта "Лада". Проект 636 активно экспортируется компанией "Росвворужение". Всего Россией была продана 21 подводная лодка класса "Кило": 10 субмарин 887ЕКМ - ВМС Индии, 1 субмарина 887ЕКМ - ВМС Польши, 2 субмарины 887ЕКМ - ВМС Алжира, 3 субмарины 877ЕКМ - ВМС Ирана, 1 субмарину 887Е - ВМС Румынии, 4 субмарины 636 - ВМС Китая. На данный момент ведутся переговоры по поставке ещё 2-х ПЛ проекта 636 в Китай. Подводные лодки класса "Кило" доставляют много хлопот США, которые находятся на стороне властей острова Тайвань, т.к. Китай закупает ПЛ проекта 636 для контроля морского пространства в этом регионе. США давно перестали выпускать дизельные ПЛ, а властям Тайваня нечего противопоставить ВМС Китая, кроме 2-х устаревших дизельных подводных лодок, сделанных в Германии. Подводная лодка проекта 636 имеет больший радиус действия, лучшую огневую мощь, акустические характеристики и более высокую надежность по сравнению со своими предшественниками. Размеры подводной лодки проекта 636 были несколько увеличины, что позволило установить более мощные дизель-генераторы на улучшенной амортизирующей платформе и уменьшить частоту вращения вала главной энергетической установки, вследствии чего скорость подводного хода и дальность плавания были увеличены, в то время как уровень шума был радикально снижен. Низкий уровень шума был достигнут за счёт установки нового, более тихого дизель-генератора, уменьшения его вибрации, улучшения шумоизоляции и применения антиаккустического резинового покрытия на поверхности наружного корпуса подводной лодки.

Подводные лодки проекта 636 оборудованы 6-ю 533мм торпедными аппаратами, расположенными в носовой части субмарины. Боекомплект состоит из 18 торпед, причём 6 из них изначально размещены в торпедных шахтах, а при произведении пуска торпеды, в аппарат автоматически загружается новая. В альтернативе торпеды могут быть заменены на мины, что позволит брать на борт 24 боеприпаса, причём в каждой пусковой установке будет располагаться по 2 мины. Два торпедных аппарата разработаны для стрельбы дистанционно-управляемыми торпедами высокой точности. Все торпедные аппараты и их системы обслуживания могут производить залп как с перескопной, так и с оперативно-тактической глубины. Для перезарядки торпедного аппарата необходимо всего 15 секунд.

В ВМФ России эксплуатируются 3 варианта подводных лодок проекта 877 типа "Кило":базисный 877, 877КБ, который имеет улучшенную систему управления огнём и 877М, который имеет на вооружении высокоэффективные управляемые торпеды. Экспортные модели обозначены литерой 'Е' и являются однотипными по сравнению с лодками ВМФ России, но лишены некоторых возможностей. В российских ВМФ насчитывается до 30 ПЛ проекта 877, одна из которых была экспортрована в Иран. Все эксплуатируемые российским ВМФ ПЛ типа "Кило" обозначены как проект 877, хотя 15 разработаны ранее - проект 877ЕКМ, а 15 остальных позже - проекту 636.

На подводной лодке имеются два перескопа: один для командира ПЛ, другой для служб воздушной защиты. В качестве систем ПВО на подводной лодке могут стоять по выбору либо 8 ПЗРК "Стрела-3" (в НАТО - "SA-N-8 Gremlin"), либо более новый: 8 ПЗРК "Игла" (в НАТО - "SA-N-10 Gimlet").


Вы здесь » Форум серии игр 2006-2010 » Техника » ВМФ